суббота, 23 мая 2009 г.

В розовом

Я немного забила на свои "обязанности" писать перед каждый четвергом о премьерных фильмах, но это легко объяснимо - поганый май выдался совершенно сухим и неинтересным, - все, что было фестивального, прокатили еще в январе-феврале, а до мая докатился по инерции самый шлак. Лето в авангарде (как говорил Гарленд совсем о другом), но сезон начался слабенько, все дружно ожидаем 4 июня и Терминатора (о нем потом). Со следующей недели в кинотеатрах пиксаровский "Вверх" в 3D, о котором уже было, "Крабат. Ученик колдуна" (играет парниша из "Чтеца"), "100 футов" (ужасы), "French film: и другие сцены сексуального характера" (французская полукомедия про любовь). Сейчас в кино можно заценить русский кошмар (это не жанр) "Путь", холостые "Ангелы и демоны", "Типа крутой охранник" и всякие битвы за планету Терра. Среди этого перегноя можно так же увидеть "Харви Милк", который идет ограниченным прокатом в Киномаксе. Это как раз тот случай, когда лучше поздно, чем никогда - в стодице фильм уже давно показан, но это не повод его пропускать. "Харви Милк" это последний фильм режиссера Гас Ван Сента, который даже участвовал в гонке за Оскары в этом году.

Цитировать себя не принято, но, черт возьми, это слишком заманчиво, чтобы не сделать. "Милк - вансентовский ответ всем биографическим фильмам, которые по традиции слезливы и драматичны, скучны и разделены на четкие временные этапы... режиссер снял чуть ли не самый оптимистический фильм в своем жанре..." "Милк" не типичен для жанра, но не типичен и для самого Ван Сента. Судите сами: раньше (давно) режиссер снимал всякие мелодрамы-драмы, которые возводились в ранг культовых шедевров. Потом создал трилогию смерти, которая многим прошлым его поклонникам не понравилась: "Джерри"о двух молодых парнях, которые потерялись в пустыне, и когда искали выход - взрослели; "Слон" о насилии в средней школе; "Last Days" о последних днях музыканта (который слишком похож на Курта Кобейна, чтобы отрицать связь - прекрасный Майкл Питт в глав. роли). Эти три его фильма сильно отличаются от предыдущих. Во-первых, они техничны, слишком выверенные и филигранны, режиссер там играется с камерой - показывает одно и тоже с разных ракурсов (особенно "Слон"), тычет камерой в согнутую спину (особенно "Последние дни"), и в неторопливой, спокойной, но надрывной, как вырванная струна (цэ) манере показывает состояния. Во-вторых, Ван Сент слишком легок, чтобы относиться к нему серьезно (15 минут ракурс спин двух людей, которые не разговаривают, а только еле-еле передвигаются), но при этом он слишком сложный и тяжелый, чтобы его можно было вынести.

Ведь согласитесь, только самые отчаянные (судя по наблюдениям) подставят себя под сознательное истязание. А Ван Сент еще тот кудесник, который умеет одним планом выпирающих из худого тела лопаток вынуть душу и взбаламутить на долгое время. "Харви Милк" не похож на трилогию смерти, это вроде бы обычный фильм про жизнь одного политика гея (Шон Пенн, Оскар за лучшую мужскую роль, 2008). Но в тоже время это совершенно новый взгляд на киношные жизнеописания, и слишком личный монолог режиссера о самом себе.

"Харви Милк" в кино с 21 мая.

Комментариев нет:

Отправить комментарий